Фундаментальный анализ компании проводится в рамках общей оценки деятельности эмитента с целью инвестирования или активной спекуляции. Как было рассмотрено в первой статье «Как проводить фундаментальный анализ», любой способ ФА можно разделить на 3 стадии:
- проведение экономического анализа;
- анализ выбранной группы компаний;
- фундаментальный анализ компании или группы таковых.
В первом разделе мы разобрали метод оценки экономического состояния страны или региона, а также аналитику сектора. Справедливости ради отметим, что с маниакальной дотошностью разбираться в экономике или в ее конкретном секторе, может, и не надо — достаточно будет общих сводок. Рассмотрим более детально последний, третий, шаг.
Фундаментальный анализ компании внутри группы
Если первые два шага вы успешно выполнили, проанализировав общее состояние экономики и группы компаний по определенным направлениям, пришло время сузить сектор поиска для более углубленного исследования. Не секрет, что любой спекулянт или просто аналитик будет обращать внимание на лидеров отрасли. Рассматриваются результаты работы отдельной компании, проводится сравнение с конкурентами, выдвигаются прогнозы относительно положения дел в будущем в данной сфере и т.д.
Постарайтесь дать объективные ответы на вопросы:
1. На какое место можно поставить данную компанию в ее нише, в группе?
2. Хорошо ли продвигается предлагаемые ею товары (услуги)? Насколько конкурентоспособен этот товар?
3. Кто является лидером группы в данный момент? Что можно ожидать в случае изменения лидера?
4. Какие препятствия могут испытывать компании для входа в эту нишу?
Судить об успешности фирмы можно по общим показателям ее работы, которые можно легко определить: какую маркетинговую стратегию использует; какую долу рынка занимает; какими технологиями пользуется; старается ли внедрять новинки. Таким путем несложно выявить лидеров ниши.
После подобного «отсева», у вас останется ряд компаний, которые уже надо оценивать более скрупулезно. Постарайтесь посмотреть на их деятельность как бы изнутри — так вы сможете с высокой долей вероятности определить реальную конкурентоспособность субъекта экономики. Сосредотачиваться стоит на тех компаниях, у которых сильна хотя бы одна из сторон:
— значительные финансовые ресурсы;
— сильное руководство;
— перспективный бизнес-план.
Рассмотрим каждое из направлений. Более удобно будет начать с бизнес-плана.
Не секрет, что без бизнес-плана ни один бизнес развиваться не сможет. Если планы у компании слабенькие, то она довольно быстро выйдет в аутсайдеры. Исследуя новые компании, дайте ответы на следующие вопросы:
а) имеет ли вообще какие-либо перспективы этот бизнес?
б) какие целевые рынки у данного направления?
в) под силу ли этой фирме продвигаться на нем?
г) сможет ли она выйти в прибыль здесь?
Если компания уже некоторое время работает в своей нише, перечень вопросов будет следующим:
а) лидирует ли компания сейчас на данном рынке?
б) если ответ на первый пункт положительный, то сможет ли компания оставаться лидером?
б) понятной ли стратегии придерживается?
ТОП-менеджеры компании
Какими бы хорошими планами не хвасталась компания и, какими бы финансами ни располагала, но без грамотного менеджмента все начинания могут легко пойти прахом. Не зря распространена пословица «кадры решают все». А вот плохие управленцы способны загубить даже процветающую фирму.
Анализируя деятельность руководства компании, постарайтесь ответить на следующие вопросы:
а) можно ли назвать «талантливыми специалистами» ТОП-менеджеров корпорации?
б) как долго существует эта команда в качестве единого целого?
в) каким опытом обладает команда?
г) смогут ли эти руководители достигнуть заявленных целей?
Если личности руководителей и их деятельность вызывают сомнения, то лучше беритесь анализировать другую компанию.
Анализ финансов
На завершающей стадии анализа пора приступить к оценке финансовых отчетов. Сюда входят как балансовая стоимость, отчеты по денежным потокам, так и текущие активы, кредиторская задолженность и т.п.
И хотя полный список выглядит весьма объемным, но опытные инвесторы научились строить свои собственные методы анализа и быстро выявлять интересующие моменты. В целом же, разработано немало стандартных приемов финансового анализа качества работы компании. Хорошими помощниками при этом будут финансовые коэффициенты, например, цена акции/доход корпорации.
Объединение разных видов анализа
В результате выполнения всех трех стадий фундаментального анализа, вы получите перечень компаний, явно заслуживающих внимания в плане инвестирования. Проведя ряд подобных исследований, вы уже будете обладать определенной интуицией, сможете в некоторых случаях распознавать перспективные фирмы практически «навскидку». Следовательно, сможете выявлять лидеров еще на ранних стадиях их развития, а также прогнозировать возможных аутсайдеров и потенциальных банкротов. В самом финале ФА надо собрать все факты и расчетные данные воедино, чтобы получилась ясная полноценная картина исследования.