Не секрет, что рецессия плохо сказывается на любом виде предпринимательской деятельности. В этот период денежные потоки любого бизнеса истощаются, и банкротство становится вполне реальной перспективой. Как же можно не допустить банкротства? Рассмотрим подробно данную проблему.
Что подразумевают экономисты под термином «рецессия»? Это экономическое состояние страны, которое характеризуется критическим спадом производства, соответственно сопровождается нулевым ростом ВВП либо уменьшением показателя ВВП в течение периода – от полугода и больше. Рецессия во многом перекликается со стагнацией в экономике, а стагнация подразумевает снижение скорости роста ВВП. В целом, при рецессии наблюдается значительное замедление роста ВВП (или полное прекращение роста), многочисленные увольнения наемных работников, ну, и, конечно же, уменьшение доходов.
Поговорим более детально о влиянии рецессии на бизнес. Выясним, из каких основных стадий состоит рецессия с точки зрения предпринимательства. Также постараемся определить методы противодействия рецессии в рамках деятельности одной компании. Рецессия оказывает влияние на любые виды бизнеса, будь то небольшое частное предприятие либо огромное акционерное общество. Но степень этого влияния все же разная: одни фирмы полностью банкротятся, другие же ощущают значительный негатив, но в силах оставаться «на плаву».
Влияние рецессии на крупные компании
Пусть у нас имеется некоторая вымышленная «Limited Co», занимающаяся масштабной производственной деятельностью и старающаяся получать прибыль в непростых условиях рецессии. Сразу уточним, что все процессы мы будет рассматривать лишь схематично, а в реальном мире все намного сложней и существует ряд дополнительных факторов.
После начала рецессии объемы продаж продукции «Limited Co» будут снижаться. Чтобы оставить прибыль на прежнем уровне, руководство принимает решение о прекращении найма новых сотрудников или, по крайней мере, будут нанимать меньше. Плюс к этому уменьшаются расходы на закупку нового оборудования, исследовательскую деятельность и рекламные кампании. Возможно прекращение процесса внедрения новых позиций товаров, которые на данный момент еще не приносят заметной прибыли. Снижение расходов на указанные направления, конечно же, негативно сказывается на рекламных агентствах, поставщиках сырья, оборудования.
Акции и дивиденды
Новые финансовые отчеты будут свидетельствовать о падении прибыли «Limited Co». Как следствие, цена акций компании снизится. А если учесть попутное снижение прибыли, то выплачивать их в прежних объемах уже не получится. Значит, последует снижение выплат дивидендов, а то и вообще прекращение таковых.
Учредители «Limited Co» чтобы реструктуризировать основные концепции компании могут пойти на изменение состава руководства, то есть исполнительных менеджеров и директоров. Вполне вероятно и изменение состава и пересмотра плана действий для маркетингового отдела.
А поскольку цена акций будет снижаться, многие институциональные инвесторы (к таковым относятся как коммерческие банки, так и госучреждения) захотят продать свои акции. То есть, инвесторы могут подобрать себе более перспективные компании для покупки акций. Дело усложняется еще и тем фактом, что такие крупные инвесторы владеют крупными долями акционного состава, продажа которых спровоцирует значительное снижение цен акций и компании в целом.
Долги, банкротство
Неотъемлемой частью денежного баланса в бизнесе являются «Счета к получению», которые характеризуют долговые обязательства клиентов перед компанией. В период рецессии данный показатель будет явно возрастать, поскольку кредиторы будут рассчитываться с задержками, платить частично, а то и вовсе прекратят возврат задолженностей. Из-за этого у компании так же появится меньше возможностей выплачивать долги уже своим кредиторам, а это считается снижением ее привлекательности перед инвесторами. Акции и облигационные бумаги корпорации станут более рискованными, а банки, скорее всего, будут отказывать в кредитовании или реструктуризации долга.
Дефолт по облигациям еще больше уменьшит приток средств. Если ситуация складывается так, что компания не может рассчитываться с кредиторами и не может вернуть долги у своих должников, наступает время радикальных мер. Например, придется пересмотреть условия кредитования и погашения долгов. В качестве выхода из патовой ситуации можно рассматривать реорганизацию, но обычно и до этого не доходит — фирма попросту перестает существовать.
Методы борьбы с рецессией
Руководство, видя приближение банкротства, начинает предпринимать всевозможные мероприятия, чтобы избежать этого. Как правило, все подобные старания лишь отдаляют разорение, но компания выигрывает ценный ресурс — время! Ведь может случиться и так, что в период рецессии произойдут изменения, и ситуация наладится.
Увольнения как вариант преодоления рецессии
Один из путей избежать банкротства — массовые увольнения наемных сотрудников. При этом происходит существенная экономия средств, используемых в качестве заработной платы. Увольнения уже были нами рассмотрены на первичной стадии, но сейчас они будут носить массовый характер — настоящая борьба за место под солнцем! А оставшимся работникам придется трудиться намного больше, поскольку ряд обязанностей уволенных будет распределен на оставшихся. Недостатки «уплотнения» рабочего режима очевидны. Снижение мотивации сотрудников: работаешь больше — зарплата та же, — очевидно, что долго так продолжаться не может. Да, некоторое время компания сможет выиграть, но в дальнейшем надо менять такой подход, идти на компромисс с работниками. Иногда учредители предприятия и работники, с целью сохранения компании, договариваются об:
а) снижении заработной платы;
б) устранении убыточных производственных линий;
в) устранении социального обеспечения (страхование за счет работодателя, питание и т.п.).
Пострадает качество продукции
Чтобы противостоять рецессии, можно снизить затраты на производство. Но при этом снизится и качество выпускаемой продукции, а значит, и ее конкурентоспособность. Продажи будут падать, но, возможно, компания сможет выиграть некоторое время.
Можно уменьшить вес предлагаемой продукции в упаковке, оставив цену на прежнем уровне. Или воспользоваться более дешевым сырьем для производства. Если же специфика компании — транспорт, то можно постараться снизить расходы на охране (будет страдать безопасность). Авиакомпания может попробовать монтировать дополнительные пассажирские кресла в самолетах и т.п. Конечно же, все это плохо повлияет на имидж корпораций, но сейчас главная задача — выживание.
Несведущий потребитель в период рецессии
В какой бы сфере ни работала компания, во время рецессии она все равно будет снижать расходы на различные «вспомогательные» отделы, не влияющие непосредственно на производство. И первыми в этой очереди будут отдел маркетинга и рекламный отдел. Но давайте подумаем, чем чреват отказ от рекламный компаний? Тем, что потребители будут меньше узнавать о товаре, меньше покупать, — и вот уже получаем снижение продаж. Чтобы бы ни говорили о рекламе, но она все еще работает, потому что люди часто берут именно то, о чем однажды увидели (услышали) в рекламе. А если рекламу перестали финансировать еще в начале рецессии, то весь процесс продвижения товаров довольно сильно пострадает, особенно в условиях высокой конкуренции.
Влияние рецессии на малый бизнес
Принцип воздействия здесь такой же, как и в случае с крупным бизнесом. Но с учетом небольших финансовых средств, малые предприятия могут разориться намного быстрее крупных. А если еще и нет финансовой «подушки безопасности», то банкротство замаячит на горизонте очень быстро.
При этом банкротство малого предприятия окажет сильное воздействие на определенную территориальную или социальную группу потребителей. К примеру, магазин бытовой химии в каком-то районе города, ремонтные мастерские, частная медицинская клиника и т.п. Если такие объекты закрываются, местным жителям придется ходить далеко для удовлетворения своих потребностей.
Будет наблюдаться и снижение энтузиазма предпринимателей, которые в былые времена решились на рискованные проекты. Увидев действие рецессии, многие бизнесмены предпочтут пока что остаться в стороне от коммерческих начинаний. И дальше в качестве цепной реакции имеем: спад количества рабочих мест, неудовлетворенность многих потребностей определенных городских районов и др.
После рецессии наступит подъем
К счастью, любая рецессия — довольно временное явление. И после нее всегда наступает расцвет. Именно благодаря рискованным, смелым и предприимчивым людям!
Вывод
Рецессия плохо отражается на всех видах бизнеса. Как бы ни старались противостоять этому негативному явлению, все равно оно оставит свой след, как на крупных корпорациях, так и на малых предприятиях. Главное — выстоять и после рецессии быстрее заняться накоплением капитала!